Окись хрома
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел...
(Саша Черный «Зеленые стихи»)
«Окись хрома» - название зеленой краски, которую стали производить после того, как в 1797 году французский химик Луи́-Николя́ Вокле́н открыл новый элемент хром. Это кроющая (корпусная) краска, дающая мягкий зеленый цвет, близкий к весенней траве до появления одуванчиков, и располагается где-то в центре на шкале между теплыми и холодными оттенками зеленого.
Я открыл ее для себя в 1978 году, когда поместил 7 яблок на холст, полностью покрытый окисью хрома. Оказалось, что этот цвет, несмотря на однородность, сообщает пространству мистическую глубину и открытость. Потом я обнаружил, что ломберные и бильярдные столы, обтянутые зеленым сукном, всегда представляют интригующие композиции, сколько бы на них ни было карт или шаров и как бы они ни располагались на столе.
Время от времени я использовал окись хрома в качестве фона – в цикле «Простой натюрморт» (2004) триптих «Три стакана», в проекте «Обнаженная. Погружение в телесность» (2010) серия «Женщина-натюрморт», две композиции в «Комбинаторике» (2017). Для моей задачи – представить самодостаточность вещей – важно упразднить пространство, изъять из картинной плоскости все его внешние атрибуты. И цветовая плоть «Окиси хрома» идеально подходит для этих задач.
В данном проекте два цикла – фигуративный и абстрактный. В первом представлены композиции из моих традиционных предметов – бутылки, стаканы, яблоки, яйца, раковины, хлеб, а также банки, аквариум и химическая колба.
В абстрактном цикле четыре черно-белых и пять композиции в цвете, выполненных в ташистской манере, и одна черно-белая композиция сделана в стиле абстрактного граффити.
Вальран |