Главные свои чувства поэт издавна привык прятать поглубже, выставляя в качестве щита шутку, ерническое слово, нарушая порядок стиха сбоем ритма, обрывом музыкального разбега, не ставя точку в конце фразы. Чтоб не вышло слишком поэтично, слишком возвышенно. Чтоб можно было не трактовать однозначно.
|
Мне смешон твой возвышенный слог
Побеседуем лучше шутя. |
(СТИХИ. Кентавры.1968-72) |
Так заявлял он в шестидесятых и не отказался от этих слов в 1972-м, когда перерабатывал подборку. Взгляд на действительность у поэта не изменился: прекрасное не может существовать на совковой жилплощади, в зоне сорных часов \ и безлюдных вещей…
Сорные часы и безлюдные вещи. Нельзя короче и острее рассказать об одиночестве и о никчемности существования. Образ работает на фоне ауры, создаваемой заветными знаками – «Греция» и, тем более, «греческие леса». Эта аура будет подкладкой многих и многих высказываний, продиктованных внутренним противостоянием того, что видит внутренний взор и что доступно взгляду в скудной каждодневности.
Сорное лето, сор бытия, мусор небытия, эроса мусор, сорного сполохи солнца, щебень и мусор \ в церкви заброшенной, жалкой – вот одна из преобладающих красок мира, каким виделся он Стратановскому в пору становления его как поэта.
А дальше? |
А мне-то, наверное, заново
Жить придется по-страшному,
|
в декорациях прежних, покрашенных |
Серой краской с подтеками.
|
(НА РЕКЕ НЕПРОЗРАЧНОЙ. Город мой…2003) |
Прочтут эти строки Стратановского и откликнутся на них неважно когда, ведь смена декораций происходит для каждого поколения, и каждое поколение с горечью обнаруживает подмену. Стратановский не обещает перемены человеческой участи. Вместе со старым якутским богатырем он говорит: |
Ну, а там, в тьме подземной,
|
в огнемутной воде, как и прежде, |
Будут войны со злом,
Потому что мир Нижний, мир хищный
Никогда не исчезнет.
|
(ОЖИВЛЕНИЕ БУБНА. Нюргун-Боотур в старости, 2009) |
|
И в прошлой, доперестроечной, и в настоящей жизни он ВИДЕЛ, он не проходил мимо зла. Был нелицеприятен и неромантичен, но человека воспринимал очень близко к сердцу. Всякого...
Вот «человек по мостовой \ с отяжелелой головой\ ползет тоскуя и блюя \ трактуем всеми как свинья\ как язва общества и мусор бытия».
Почему-то верится, что автор сочувствует этому существу, погруженному в «сизифо-жизнь». Поскольку ощущает себя братом всех по несчастью, видит, как над каждой ничтожной особью «живет собор ее незримых мук», как труден подьем человека-моста над тем, что он сам сотворил.
|
Здесь Ленэнергии: Ленсвет, Ленгаз, Ленмозг
Сосут вампирами пустыми
И ты сгибаешься под ними
Ничтожный человеко-мост
Мост от рожденья до могилы.
|
(СТИХИ. Социологический трактат в стихах о феномене алкоголизма, 1971) |
|
Слепое человечество погружается в темноту и скотство, чтоб убить возможность думать и чувствовать… |
Стеклотару сдают, неботару
Баботару восторгов, надежды
Баботару любви
|
с отпечатками скотства и пьянства |
Неботару без неба, с остатками боли и яда
Боготару пространства
|
с плотвой Иисусовой, с мусором |
(Слышите? – Иисусовой, с мусором. Видите осмысленную игру слов – стеклотару – неботару…?) |
метафизикой зорь и надежды. |
(СТИХИ. Стеклотару сдают.1975) |
Ведь надо признать – прав, Стратановский, все мы в этой жизни Геростраты-Геростратовичи, уничтожители всего живого. |
Расточители греческого первоогня
Поджигатели складов сырья
И овощехранилищ,
|
Все сожрал промышленный анчар, еще Пушкиным предсказанный, |
рядом, в промзоне живущих |
(СТИХИ. Геростраты.1972 –2004) |
Вот что самое страшное, – мы сами создали его, ради мелких приятностей и прибылей, «жадной радости рабьей». И предали Землю. |
Так уходит земля, от которой рождаются боги
И приходят дома, где не будет вовек домовых
Квартал у железной дороги
С дымом заводов своих
Как там вечерами красиво
Вполнеба бездомный закат
И мощью всего жилмассива
Как божьей пятою примят
Какой-то безумный рабочий
И бессмысленный Орфей
О, блуждающие очи
развеселых пустырей.
|
(СТИХИ. Так уходит земля.1972) |
Возникает страшный круг: ты бессилен перед делами твоих рук, дела твоих рук уничтожают тебя. В такой обстановке легко посмеяться над всем и вся. |
Вышли «митьки» на праздник:
|
(НА РЕКЕ НЕПРОЗРАЧНОЙ. Крыша по Невскому 1999) |
|
Но смех у Стратановского трагичен и отсветом пожара наливается современный жаргон. |
Шар земной – в тару старую,
В упаковку непрочную,
|
в ветхий контейнер картонный, |
в рай, намалеванный грубо |
упакует планету послушную |
(НА РЕКЕ НЕПРОЗРАЧНОЙ. Концепт, 2002) |
Как это ни грустно, но искать нечто человеческое в людях Стратановский отправляется в страну мифов. Там кто-то еще помнит, какой была земля, деревья: |
с говорящей листвой,
и живой, тайнозрящей корой |
(ОЖИВЛЕНИЕ БУБНА, Человекодеревья, 2009) |
Нельзя сказать, что поэт нашел в прошлом взыскуемые им доброту и справедливость. Одни боги уходят, приходят не менее жестокие. Но всегда есть личность, которая может противопоставить обычаю свое желание, совершить свой выбор. Потеряв в глазах окружения статус, он находит себя настоящего. |
ты больше не будешь, как прежде |
не будешь под землю спускаться |
а будешь болеть и спиваться, |
Презираем богами и всеми людьми презираем»
|
(ОЖИВЛЕНИЕ БУБНА. Нисхождение шамана, 2009) |
|
Это тоска.
А надежда?
Надежды почти нет, есть только взыскуемый свет. |
но все-таки верю немного, |
Верю в Свет невещественный,
|
Свет, во тьме копошащийся.
|
(НА РЕКЕ НЕПРОЗРАЧНОЙ. Диптих. 2003) |
|
|
|
|