«Магический театр» выставка Виктора Борисова.
За основу концепции выставки выбрано произведение Г. Гессе «Степной волк», поскольку, на наш взгляд, в нем автор воплотил все чаяния и разочарования прошлого столетия. Мир, отраженный в "Степном волке" - это мир человека потерянного, собирающего разбитые черепки, но еще помнящего «старый мир», разрушенный войной и лицемерием гуманистической мысли. Это мир человека мыслящего, доведенного до края пропасти, до «вечного самоубийства», человека ежеминутно совершающего поход на «край ночи», осмелившегося взглянуть в лицо ужасу, но так и не желающего принимать несовершенство мира и себя. Единственный выход и возможность примирения с действительностью - это создание Магического театра.
На выставке представлены работы художника разного периода, выполненные маслом и в технике монотипия. Красной нитью проходит тема Ухода: оставленные, погружающиеся на дно забвения идолы, облепленные сверкающими мухами разлагающиеся туши, обгоревшие «Головешки» старого жизненного уклада. Виктор Борисов поражает своей художественной всеядностью, он с легкостью переходит от абстракции к фигуративной живописи, в его произведениях можно встретить аллюзии на произведения М. Врубеля, К. Малевича, П. Филонова, П. Пикассо. Слова последнего можно вложить в уста Виктора Глебовича: "Когда я хочу высказаться, я делаю это в той манере, в какой на мой взгляд это должно быть сказано". В разбитом зеркале Магического театра возникает то лик, далекий и прекрасный, то обезображенное лицо, человека, лишенного идеи божественного, то век метала, то деревенские мужики да бабы. В работах Виктора Борисова, предмет как правило максимально приближен к зрителю, все внимание уделено первому плану. Художник будто пытается как можно тщательнее вглядеться в мир, в вещи, «дойти до атома». Объекты приближены ко взору смотрящего, будто на миг выхваченные вспышкой света, чтобы снова кануть в пучину кишащих образов. В произведениях Виктора Борисова представлен конфликт: единение с природой и полное порабощение ею, растворение до потери первозданного образа, разложение и в тоже время любование переливами рыбьей чешуи, сверкающими крыльями мух; сломленная, но по античному прекрасная, фигура "Поверженного", отчаянный вой («Псы хранители») облачен в декоративную оболочку. Виктор Борисов эстетизирует гримасы ужаса, добавляет декоративности цвету, играет с фактурой, чтобы не оттолкнуть, не эпатировать зрителя, а заставить его впиваться в работы взглядом. Центральную часть экспозиции занимает цикл "Головешки"- обгоревшие в огне жизни люди, восставшие из золы мифы, сросшиеся с укладом, с природой. Их тела покрыты корой, испещренные морщинами лица, смотрят кровоточащими глазами. Работы порождают множество трактовок, можно видеть в них дух древности, гигантских истуканов острова Пасхи. Можно усмотреть в этом символ творческого акта: изнуренного Художника, поедающего себя, отравленного муками от творчества.
Магический театр спасает от обездоленной действительности, помогает, еще со времен У. Шекспира, выразить, то, о чем в жизни умалчивают, но конечно за символическую плату. Вход в Магический театр разрешен только сумасшедшим, и плата за входа не высока - разум. Потеря разума - главная идея всего искусства XX века, чьим прямым наследником является Виктор Борисов. Не смотря на то, что в своем творчестве Виктор Борисов отражает современную ситуацию, пристально следит за событиями художественного мира, он остается в рамках традиции. Традиция в том понимании, что его искусству не требуются манифесты и теоретические доводы, без которых уже не может обойтись значительная часть мастеров. Искусство Виктора Глебовича крайне изобразительно, и какое бы количество трактовок не появлялось, всего высказать невозможно. В живописи заключается нечто большее, чем позволяют слова. Искусство преумножает реальность, открывает занавес к новым зеркалам, где каждый зритель может увидеть свой миф. |