Вечер памяти АНРИ ВОЛОХОНСКОГО (1936–2017)
поэта, прозаика, драматурга, эссеиста, переводчика, философа, химика и эколога, легенды самиздата, автора стихотворения «Рай» (песня «Город золотой» на музыку В. Вавилова)
* * *
Если солнце село в лужу
И луна не за горами
Если дым окутал сушу
Молчаливыми парами
Если звездный семисвечник
Свил гнездо медведю севера
Если оку бесконечность
Кажется фигурой веера
Распростертой в высоту –
Выходи моя родная
Чуять эту красоту
Озаряя пустоту
Посмотри, из недр вызван
В небеса взмывает призрак
И над миром, словно искрой,
Блещет частью механизма
Рассмотри на тверди старой
Все что есть и то что было
Как искусство мыловара
Все убрало и умыло
Как прекрасно и надежно
Виснет верхнее над нижним
Как опасно и возможно
Оказаться в небе лишним:
Понапрасну кануть вниз
По столь манящему простору
Мимо логовища птиц
Залежалым метеором
Непригодные, как истина,
Но полезные как пошлина
Души кружат там таинственно
Все невинно укокошены
То звенят тревожно льдинкою
То снежинкою колышатся
Нет, родная, мне не высказать
Сколь легко теперь им дышится.
Родился в Ленинграде. Окончил Ленинградский химико-фармацевтический институт. В течение двадцати четырех лет работал в различных областях химии и экологии. Участвовал в экспедициях в океанах, морях и на озерах. С 1973 г. в Израиле, с 1985 г. в Германии (работал на радио «Свобода»), длительное время жил в Тюбингене. Писал стихи с 1950-х гг. Единственное его стихотворение, которое опубликовали в СССР – это басня «Кентавр» в журнале «Аврора» (1972). Автор нескольких книг стихов (в т. ч. в соавторстве с А. Хвостенко). Публиковал также прозу, пьесы, эссе, переводы из «Finnegan's Wake» Дж.Джойса (отдельное издание – Тверь, 2000).
«Анри Волохонский – фигура мистическая и мистифицирующая. Маленький, черненький, похожий на Мефистофеля, с хамелеоном на плече, он изучает на берегу Тивериадского озера свой фитопланктон. Каббалист, мистик, знаток древней Греции и Eгипта, иудей и христианин, гениальный поэт, автор теософских трактатов и трактатов о музыке, исследований о свойствах драгоценных камней – он возникает тенью за каждой значительной фигурой современного Петербурга. Его имя связано со всеми интереснейшими именами и школами, сам же он остается в тени. За вычетом периода эвакуации и двух-трех лет, проведенных в Мурманске (1964–66), он практически не покидал Петербурга до своего отъезда в 1973 году. И, тем не менее, мало о ком известно столь немногое.
Родился 19 марта 1936 года в Ленинграде, в семье аптекарей и ювелиров. Уже в школе знал химию в объеме университетской программы (по свидетельству академика Зельдовича), что, впрочем, не помогло ему преодолеть процентную норму евреев при поступлении в Ленинградский Университет. Оставался химико-фармацевтический институт, куда евреев брали. Eго и закончил. Работал химиком, гидрохимиком. Это внешняя сторона дела.
В 1955 году Анри Волохонский начинает писать. Впрочем, пишем мы с детства, но осознаем это не сразу. И тут начинается цепь мистических знакомств и связей. Оказывается, Анри Волохонский был знаком с Роальдом Мандельштамом, самым одиноким поэтом современного Петербурга и с его друзьями-художниками: Арефьевым, Васми, Шварцем. В 60-е годы имя Волохонского связывается с Марком Петровым, философом и теоретиком Борисом Понизовским (о котором надо особо сказать), поэтами Иосифом Бродским и Глебом Горбовским.
Ни один из современных поэтов не повлиял на творчество Анри Волохонского (за вычетом, может быть, гениального Стаса Красовицкого?), зато наблюдается обратное явление. Хвостенко и Ентин, работавшие в соавторстве с Анри Волохонским, вся школа нео-абсурдизма (Эрль, Миронов, Макринов, Немтинов), обязанная ему своим существованием. Волохонский загадочен. Его влияние неощутимо. Он сам – порождение мистического Петербурга (от английского „misty“ – туманный). И в то же время Анри Волохонский несет в себе определенные черты петербуржской поэтики – рафинированную культуру, язык, аристократический изыск, немыслимый в наше время, иронию, переходящую в мистификацию, пародийные литературные реминисценции (коих уйма!) – что роднит его с Бобышевым и Бурихиным и – метафизическую глубину. Его поэтика – это следующая ступень по линии Хлебников – Введенский. И я могу смело заключить это вступление именами: „Хлебников – Введенский – Волохонский“».
(К. К. Кузьминский)
Избранная библиография Анри Волохонского:
Девятый Ренессанс» (Хайфа, 1977)
«Стихи для Ксении» (Тивериада, 1978)
«Четыре поэмы об одном» (Тивериада, 1981)
«Роман-покойничек» (Нью-Йорк, 1982)
«Стихотворения» (Анн-Арбор, 1983)
«Тетрадь Игрейны» (Иерусалим, 1984)
«Басни А. Х. В.» (Париж, 1984, совместно с Алексеем Хвостенко)
«Бытие и Апокалипсис» (Иерусалим, 1984)
«Смерть Пу-и» (Нью-Йорк, 1984)
«Тетрадь Игрейны» (Иерусалим, 1984)
«Похвала Топорову» (Гамбург, 1986)
«Шкура бубна» (Иерусалим, 1986)
«Известь» (Париж, 1990)
«Стихи о причинах» (М., 1990)
«Городские поля» (Париж, 1991)
«Повеcть о Лане и Тарбагане» (Париж, 1991)
«Анютины грядки» (Пермь, 1994)
«Тивериадские поэмы» (Москва, 2001)
«Берлога пчёл» (Тверь, 2004, совместно с Алексеем Хвостенко)
«Воспоминания о давно позабытом» (Москва, 2007)
«Собрание произведений в 3-х томах» (Москва, 2012)
«Богослужебные тексты и псалмы на русском языке» (Москва, 2016) |