|
Василий Голубев. «Коротким путём». Живопись. Галерея 14/45, СПб, 09.11.2019 |
|
Василий Голубев. «Коротким путём». Живопись |
|
|
|
|
Остроумный человек – находка для любой компании: хорошее настроение гарантировано. Остается приятное воспоминание о совместно проведенном времени и сожаление, что оно быстро пролетело. Василий Голубев – тот особый случай, когда счастливые мгновения оказываются остановленными на пике. И живут удачные шутки в многочисленных холстах, радуя обладателей оных или пользователей интернета. Тонкий юмор, ирония, точность наблюдения у В. Голубева неистощимы. Темы работ не повторяются. От их количества у многочисленных поклонников уже возникает головокружение. А секрет прост: Голубев воспринимает с юмором всю нашу жизнь, каждый ее эпизод, который для обычного человека промелькнет незамеченным. Зато в работах В.Голубева мгновенно узнаешь и ситуации, и типажи, и себя. И понимаешь, что это отчаянно смешно.
Смеховая культура Голубева своеобычна. В ней нет места сарказму, карикатуре. Все по-доброму, по-домашнему. Светло. И работы откладываются в памяти, составляя счастливую коллекцию, из которой можно выдергивать любую картинку и разгонять свое дурное настроение. Чувство юмора – вещь полезная в быту. Ценная для его обладателя и окружения – разумеется, к юмору восприимчивому. Меткое словцо, острота поднимают настроение. Придают силы.
Впрочем, в случае с творчеством Василия (или с его характером?..) нужно говорить не только о смешном. Большинство работ являют сложную смесь смешного и щемяще грустного. Все как в жизни. Трагикомедия… Тема маленького человека. Но ведь мы все маленькие. И чем больше о себе думаем, тем смешнее выглядим.
Изображение и текст в работах Голубева всегда поддерживают друг друга. Но живопись временами вырывается вперед, расширяя рамки «случая» до обстоятельного рассказа.
«А что, есть пиво?» Короткий возглас и внезапное счастье в глазах превращают эпизод в повесть, мгновенно считываемую – про вчерашний вечер, про физическую утреннюю муку, да и про жизнь. «Эх, никому это не нужно…». Кадр из дачной жизни оборачивается рассказом об одиночестве. «Недостает того, что мне мешает!» Столько естественности в фигуре возлежащего, что простой сюжет вырастает в обобщение. Грустные нотки нередко теснят смешное. Подчас и вытесняют («Мама»).
При неизменной узнаваемости работы В.Голубева неоднородны. В них может доминировать точность типажа («Он не нуждается в деньгах»), комичность ситуации («Остальное рождается в воображении») или захлестывающий поток теплого человеческого чувства («Домой собираешься?», «Пацаны смотрят»). И еще одна составляющая в работах В.Голубева: драгоценные куски живописи, иногда отвлекающие от сюжета. Говоря словами одного из героев картин: «Красиво, черт возьми!»
Работа, давшая название выставке, глубоко символична. Вот так же пробираемся мы в стороне от наезженных путей, отыскивая свой, «короткий», подчас непроходимый. И спасибо Василию Голубеву. Как знать, может, его сюжеты обретут еще и роль опоры, подсказки в бесконечной жизненной суете. |
|
|
|