|
«Ян в гостях у друзей». Живопись, графика, IFA, СПб, 19.10.2019 |
|
Ян Раухвергер, Анатолий Заславский, Полина Заславская, Валерий Мишин, Анатолий Васильев. Живопись, графика. Некоторые работы |
|
|
|
ЯН В ГОСТЯХ У ДРУЗЕЙ
Если бросить кости, то могут выпасть случайно 6 имен, 6 граней одного времени, 6 способов отношения к жизни, искусству и человеку. Эти шестеро — Ян Раухвергер, Яков Хирам, Борис Юхвец, Анатолий Васильев, Анатолий Заславский, Валерий Мишин. Общаясь с авангардистами, мне кажется, я понял суть их переживаний в искусстве. Они основной эстетической категорией признают время. Просто время, когда они живут. Они молоды, им кажется, что им понятно, что делали их предшественники. Им это уже неинтересно, и они хотят перевернуть страницу. Как долго длится это искушение свежестью и новизной, сейчас трудно вспомнить, но мы, шестеро художников примерно одного возраста, решили показать, как длится наше время.
Приблизительно полвека назад Ян Раухвергер и я окончили Киевскую среднюю художественную школу. Потом Ян, после службы в армии, уже в Москве поступил в полиграфический институт и учился у великого В.Г. Вейсберга, а я в Ленинграде окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, где и познакомился с Анатолием Васильевым и Валерием Мишиным. Не так легко найти собеседника в ближайшем окружении. Мир человека в этом возрасте бывает запутан до невозможности, и мы пытались его распутать. Потом в институт поступил после армии и трех лет работы в Новгороде Яков Розенберг, ныне Яков Хирам, и быстро вошел в нашу компанию. В его глазах высвечивалась бездна вопросов к жизни и судьбе. Он знал все ответы, но это не мешало нам с ним дружить. В ЛВХПУ им. В.И. Мухиной Яков Розенберг очень близко сошелся с Борисом Юхвецом. Между ними произошло большое взаимопонимание по всем творческим и житейским вопросам. Потом, после окончания института, Ян, Яков и Борис независимо друг от друга уехали в Израиль, там познакомились и стали друзьями.
Толя Васильев стал авангардистом, а я, продолжая традицию Киевской средней художественной школы, все время пытаюсь сам себе доказать, что если обычный человеческий взгляд правильно, по всем законам живописной плоскости, преобразовать в картину, то мы получим модель сбалансированной гармоничной мысли. Всего-то — простой, незамутненный безумием, взгляд… Толя Васильев, будучи природным авангардистом, всегда ищет и находит новые повороты и в форме, и в содержании. Неожиданность его поведения в искусстве меня всегда удивляет и захватывает. Его, по-видимому, удивляет моя преданность реалистическому методу, но он искренне старается найти смысл в моей работе. Валерий Мишин близок по своей склонности к новаторству Анатолия Васильева. Но его искусство меня лично завораживает такой невиданной отстраненностью, какой я никогда и представить себе не мог. Его художественный герой, его эстетический объект — это как будто отделившаяся от самого предмета его поверхность, живущая своей независимой жизнью в пространстве совсем пустом, в полном вакууме. Ощущение очень сильное производят его произведения именно своей космической, сюрреалистической, абсолютной формальной завершенностью и пронзающей холодной смелостью.
С 1990 года я время от времени приезжал в Израиль, встречался с Яном Раухвергером и с Яковом Хирамом, и с Борисом Юхвецом, видел, как они живут и что делают. Мы по-прежнему, относимся друг к другу с большой симпатией — наверное, потому что время, которые мы длим, у нас общее, несмотря на то, что большую часть активной жизни мы провели в разных странах. Ян Раухвергер и Яша Хирам, и Борис Юхвец совсем не похожи друг на друга. Ян имеет большой дом и многочисленную семью. Яша живет один, и обстановка его квартиры до предела аскетична. Ян имеет несколько мастерских, работает ежедневно и на редкость производительно. Яша работает дома и подходит с карандашом к бумаге в минуту высшего озарения. Ян параллельно делает самые разные работы: большие, очень большие и очень маленькие в самых разнообразных техниках, самыми разнообразными материалами. Диапазон его эстетической экспансии безграничен. Яша в течение десятка лет разрабатывает одну тему, затем переходит к другой. Ян является участником множества престижных выставок, известен в разных странах. Яша показывает свои работы только немногим и мне, когда я приезжаю. Ян Раухвергер делает картины, относясь с величайшим вниманием к окружающим его мужчинам, женщинам, детям, котам, вещам, природе и материалам искусства. Для того чтобы рассказать о какой-либо важной для него жизненной ситуации, Ян с абсолютной точностью находит именно то качество материала (краски, карандаши, пастели, глину и др.), которое необходимо для полного преображения данного жизненного пространства в художественное. Если одного акта преображения бывает недостаточно, делаются вариации на избранную тему. Иногда трудно понять, что больше любит Ян, предмет изображения или те средства, которые он употребляет для передачи своего, всегда очень интимного содержания. И здесь, и там присутствуют полное принятие жизни, откровенная любовь ко всему сущему, явная и тайная, на свету и в темноте, в малом и в большом — везде! Яша Хирам делает в основном рисунки. Его рисование восходит к идеалам эпохи Возрождения. Раньше он делал многофигурные композиции, где были изображены обнаженные тела в сложнейших ракурсах и переплетениях. Потом Яша рисовал парк и другие романтические переживания, возбуждаемые архитектурой европейских парков. Сейчас, уже длительное время, Яша рисует портреты. Портретируемыми у него становятся не кто попало, выбираются только близкие люди — он очень разборчив в знакомствах. Особенный фильтр проходят и те, кто становятся портретируемыми. Через образы каждого портретируемого Яша восходит к переживаниям глубоким и всеобщим. Мелкий бытовой реализм ему неприятен.
Борис Юхвец, насколько я помню его до отъезда в Израиль, был человеком совершенно воздушным. Его голова была украшена длинными светлыми воздушными волосами и сверху, и снизу. Он был нежнейший библейский дух с тихим вкрадчиво звучащим голосом. Его рисунки были похожи на неуловимые сновидения. Приехав в Израиль, Борис осуществил немыслимую метаморфозу. От прежнего Бориса ничего не осталось. В него вселился дух великих иудейских воинов. Старый библейский пророк превратился в юного жителя обновленного еврейского государства, который никогда не допустит Холокоста и который скинул навсегда с себя прах вечно боящегося погромов и унижений местечкового еврея. Искусство Бори стало конкретным, современным, внезапным и парадоксальным. Композиции его состоят из самых неожиданных акцентов. Видно, что Борис вышел из своей интимной жизни, чтобы включится в мировой художественный процесс. Внимательный читатель и зритель увидит общее время, которое длят эти шесть художников плюс акцент перемещения некоторых из них в пространстве.
Анатолий Заславский
P.S. Этот текст был написан по поводу выставки, когда еще все вышеупомянутые художники согласны были участвовать в ней. Но когда пришел срок, отпал Яков Хирам, боясь плохой петербургской погоды, с ним вместе отказался Борис Юхвец по семейным обстоятельствам. И только Ян Раухвергер продолжал желать участвовать в этой выставке. Выставка поменяла свое название и стала называться "Ян в гостях у друзей". Но тут вдруг Валерий Мишин, тоже отказался, мотивируя это тем, что выставка без Якова Хирама лишена ностальгической прелести. Тогда, я попросил Полину Заславскую участвовать в этой выставке.
Она согласилась и в нашу выставочную идею вклинилось новое время, новое поколение с новыми, совершенно неожиданными акцентами. Полина художник очень страстный, категорически переворачивающий страницу в понимании мира и искусства. Она остро реагирует на то, что происходит в жизни людей. Ее интересуют глубинные вопросы человеческих взаимоотношений - мужчины и женщины, свободы и зависимости, семейные и вообще социальные проблем. Она открывает новые акценты в искусстве, в материале искусства, в форме подачи произведений искусства. Ее присутствие на выставке "Ян в гостях у друзей" создаёт новый поворот в характере выставки.
P.S. Валерий Мишин повстречался с Анатолием Васильевым и Анатолий поругал Валерия за то, что он отказался от участия в выставке. Валерий понял, что он был не прав и вернулся к нам. Итак Ян из Тель-Авива встречается с четырьмя друзьями: Анатолием Васильевым, Анатолием Заславским, Полиной и Валерием. |
|
Анатолий Заславский. Живопись. Некоторые работы |
Ян Раухвергер. Живопись, графика. Некоторые работы |
Анатолий Васильев. Живопись, графика. Некоторые работы |
Валерий Мишин. Живопись, графика. Некоторые работы |
Полина Заславская. Графика. Некоторые работы |
|
|