Пространство памяти
В работах Виктора Борисова отображены два Петербурга, как сосредоточения призраков искусства. Оба они есть преображения вещей, внесение в предопределенный порядок эссенции художественного видения. Петербург - призрак, наполненный личностями, событиями, запечатлевший в своих пещерах облик тех, кто изменил человеческую мысль. Эта бесконечная перекличка отражений отражений, где всплывают и накладываются друг на друга образы, ведущие нас по коридору зеркал в беспамятство. «Любой язык – воплощение времени, для разговора о вечном, вневременном он малопригоден» - писал Борхес. Виктор Борисов выбирает мотивы вне времени: искусство, город. Меняется оценка их значимости, накладываются новые прочтения, воспоминания, может облупится плитка, пожелтеть бумага, пожухнуть краски, но и город и искусство существуют уже «по ту сторону добра и зла».
Цикл, посвященный В. Хлебникову представляет собой три абстрактных полотна, где сквозь материю холста просачиваются стихотворные строки, прорезающие светом мрак стихов; и два фигуративных произведения. Цвет всегда условен, поэтому работы решены только черным и белым. Отсутствие прорисовки, внимания к деталям позволяют сосредоточиться на сути. Скупость живописных средств – как нельзя лучше характеризуют аскетичную жизнь поэта. Многие произведения изобразительного искусства были созданы под впечатлением от литературы (ровно как и наоборот), но когда речь идет о прямом посвящении трудно сохранить самостоятельность и прямую связь с другой областью искусства так, что бы одно не являлось иллюстрацией к другому. В этом состоит определенная сложность для художника, сохранить свое лицо, и Виктору Борисову это удается. «Мне спойте про девушек» отражает и неоднозначные чувства стихотворного произведения, в нем присутствует народная стихия, потаенная дремлющая сила. Композиция удивительным образом напоминает Авиньонских девиц (работа увидела свет в 1908 году, в год создания Хлебниковым вышеупомянутого стихотворения). Часть политпиха «Мне мало надо» наполнено необъяснимым ужасом, будто мы стали свидетелями трагического события, но не можем оценить его масштаб. Черный каравай и пошатнувшийся граненый стакан... удивительно многообразие черного и градации белого, тонкие нюансы при плоском, плакатном характере изображения, проступающие строки, словно ножевые отметки.
Город же, на работах Виктора Борисова, отдав весь мрак искусству, заиграл цветными стеклышками калейдоскопа. Знакомые места озарились праздничными искрами, мягкое освещение (будто от свечи, что роднит работы со старыми мастерами), сглаживает тени, побуждает фантазию к домысливанию. Стройная архитектура льется сверкающими струями, изгибы каналов, дуги мостов, перина облаков вносят в картину динамику, перекличка ритмов неба и земли действуют успокаивающе. Только «Обнаженный Петербург» - воздевает в мольбе коричневые обрубки стволов, поток машин, сливаясь в единую субстанцию уносит прочь людей. Охристо-коричневые дома смотрят обездоленно в вечность. Виктор Борисов пишет город не зданиями, он не создает доподлинную обстановку. Скорее город узнается по настроению, ритмам, построению пространства, как мы чувствуем знакомое стихотворение по размеру, еще не разобрав слов. |