Фауст:
Ну, по рукам!
Когда воскликну я: «Мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!»
–
Тогда готовь мне цепь плененья,
Земля разверзнись подо мной!
Что видим мы, если смотрим на воду каналов и малых рек города? Кто
–
что. Но в большинстве случаев, мы отмечаем сознанием колышущуюся зеркальную поверхность, которая нас завораживает и в, конечном счете, даже утомляет и усыпляет своей непрерывающейся подвижностью. Но есть художник Екатерина Иванова, которая вдруг осознала в этом водном зеркале иное проявление знакомых домов, храмов, решеток и целых набережных. Этот другой город, перевернутый вниз головой, находится в вечном движении. Дома, окна, колонны - все, что попадает на плоскость воды, тут же подчиняется капризам ее текучей природы и превращается в россыпи невообразимых драгоценностей, располагающихся самым немыслимым образом, в самых невероятных сочетаниях. Членения, появляющихся на воде, рисунков могут быть крупными или мелкими, соотношения элементов более графичными или более живописными. Они непрерывно меняются, подчас самым неожиданным образом. Екатерина Иванова с помощью простого фотоаппарата решила прервать эту непрерывность. Прервать один раз, потом второй, потом третий, потом много раз.
Фотокартины очень выразительны и не похожи друг на друга. Их возможная бесчисленность пугает и завораживает. Когда-то Пабло Пикассо сказал о своем творческом методе: "Я не ищу, я нахожу". Екатерина в прямом смысле слова, не делает свои картины, она их находит на поверхности воды. Она ждет их появления то утром, то вечером в зависимости от местонахождения солнца или поведения ветра. В конечном счете, она их появление предчувствует и отсекает их от прошлого и будущего. Здесь мы наблюдаем игру со временем, на первый взгляд, простую, почти детскую, но она, игра эта, наполнена глубоким, интригующим смыслом. На самом деле, чем вечно текущая субстанция воды не аллегория непрерывно текущего времени? Искусство Екатерины Ивановой дерзко останавливает эту текучесть и говорит: "Остановись мгновенье, ты прекрасно". Время в проекте художника прерывается столько раз, сколько ей захочется. Оно становится дискретным. Остановленные отпечатки времени показывают нам дома, деревья, решетки, птиц и людей города, подсмотренные очарованным взглядом Екатерины Ивановой на поверхности каналов и рек Санкт-Петербурга. Экспозиция работ художника, не важно, в виде фотографий, больших или маленьких, или в виде слайд-шоу, непременно покажет, как красивы эти изображения, с одной стороны, и родит размышления о том, как приходится делить на части непрерывную ткань бытия, чтобы приблизиться к пониманию целостности мира, с другой стороны.
|