АВТОМАТИЗМ
Абстрактные графические работы Санкт-Петербургского художника Владимира Михайлуцы, сочетая в себе элементы ташизма и абстрактного экспрессионизма, отсылают нас к временам раннего сюрреализма, когда писатель и поэт Андре Бретон вместе с Филиппом Супо создали первый автоматический текст. Позже, в 1924 году, Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» определил данное направ-ление как «чистый психический автоматизм, предназначенный для выражения (...) действительных процессов мышления. Это диктатура мысли, свободной от всяко-го контроля со стороны разума и от какой бы то ни было эстетической и мораль-ной предвзятости».
Серия «автоматических» работ, представленных Владимиром Михайлуцей на выставке в галерее «10х15», создана пером и тушью. Эта комбинация хаотичных линий, пятен и точек является выражением свободы и непредсказуемости худо-жественного творческого акта.
Таких листов у художника – сотни, различных размеров и, как правило, неболь-шого формата. Эти работы начинались, как интуитивный эксперимент поиска формы, графического выражения «бессознательного», когда сознание выключа-ются, а рука, «сама-собой рисует изображения». Развивая в них идею «автоматиз-ма», как метода бессознательного творчества, Владимир также является после-довательным сторонником концепции Казимира Малевича, утверждавшего, что «…Мир вещей исчезнет, и цвет, и звук, и буква, и объем установят свою форму, явят фактуру, из которой чистый легкий бег ляжет в бесконечности явлением новых реальностей…» |