В последние десятилетия проведение междисциплинарных параллелей стало настоящим трендом в музыко- и литературоведении. Отсюда – поиски сонатного allegro в рассказах Чехова, фуги в творчестве поэтов серебряного века, и даже бетховенских форм в романах Пруста.
Однако, вступая на скользкую почву поиска соответствий между литературными и музыкальными формами, необходимо быть крайне осторожным. У многих исследователей зачастую возникает «соблазн сравнения» (выражение Бориса Каца) – искушение эрудированных людей проводить натянутые параллели там, где присутствует лишь отдаленное подобие; в поисках бодлеровских correspondances видеть несуществующее.
Ведущая семинара Настасья Хрущева представит свой критический взгляд на музыкально-литературные исследования Ефима Эткинда и Бориса Каца, а затем предложит свою собственную концепцию, главными героями которой станут наиболее строгие литературные и музыкальные формы – такие, как палиндром, пантум, бесконечный канон. |