П Р О З А.... home: ОБТАЗ и др
 
Н. Симоновский. Художник и зритель. Пленэрные записки

Николай Симоновский ©

ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ

Пленэрные записки

 

    obtaz@yandex.ru
 

Прохожие – «кладезь»!
____

http://obtaz.com/nic-nature-91.htm (картинка)

Сижу, пишу у железнодорожных путей.
Один из прохожих отстал от компании и присел на корточки рядом со мной:
– Я не искусствовед, но: есть ли смысл рисовать цистерну?..
____

http://obtaz.com/nic-nature-142.htm (картинка)

Другой, сильно пьяненький, прошёл, шатаясь и ворча:
– Нашел, где сесть, нашёл чего рисовать...

Потом вдруг вернулся, и спрашивает:
– А ты можешь нарисовать смерть с косой в ПОЛНЫЙ рост?!..
____

http://obtaz.com/nic-nature-139.htm (картинка)

Традиционный вопрос прохожего:
– А что же тут рисовать?..

Там же:

Уже принявший изрядно на грудь и с трудом проходящий мимо по пешеходному мосту рабочий депо вдруг вернулся на целый пролет лестницы обратно вверх ко мне и с размаху швырнул в сумку из-под красок – железных 7 р. 10 коп. ....

...Потом там же, некий мужик поднялся из депо по лестнице ко мне на мост и застрял где-то за мной у перил. Через какое-то время спустился обратно. А еще через какое-то время поднимается вдруг обходчик и вопрошает:

– Что льём?
– Ничего не лью...
– А кто тут справлял нужду?!
Вот значит, чего тот пристроился делать... Нашел таки достойное место…
____

http://obtaz.com/nic-nature-81.htm (картинка)

Местный житель, шатаясь, но прямиком через переулок ко мне:
– У тебя красная краска есть?..
____

Ещё один традиционный, но загадочный вопрос прохожего:
– Вы художник?

На днях в коллекцию добавился такой вариант гамлетовского вопроса (ко мне, сидящему, хоть и недалеко от протоки, но таки посередине строящейся дороги) – от ночного водителя бетономешалки, остановившего свой фаэтон, чтоб я мог убраться со всем скарбом на обочину:
– Красишь или рыбачишь?..

http://obtaz.com/nic-nature-246.htm(картинка)

А вот оригинальный оборот дела:
Молодая женщина прошла, было, но вдруг остановилась, достала мобилу, начала разговаривать – и медленно подходить. Встала над ухом, продолжая громко говорить. Решил попросить ее поболтать в другом месте, но осёкся, прислушавшись:
– Рисует домА, паровозов не рисует, только дома...

http://obtaz.com/nic-nature-134.htm (картинка)
____

http://obtaz.com/nic-nature-05.htm (картинка)

Боровая, Ленинград, 80-е.
В правом верхнем углу, на небе, можно отыскать след от пальца местных железнодорожников, которые, приняв на грудь, вылезли из сторожки и решили размяться проявлением «бдительности»: прогнать, а то и, по мере вхождения в раж, сдать, куда следует, шпиона – под видом якобы пейзажизма «срисовывающего секретные объекты, которые тут повсюду»...
____

http://obtaz.com/nic-nature-119.htm (картинка)

Довольно долго чесал по запущенному лесу, потом лавировал между самостроем и свежими фазендами, чтобы найти «раздолье», наконец, сел пленэрить. Мимо проходит местный философ:
– Да таких видов – мильон!..
____

http://obtaz.com/nic-nature-121.htm (картинка)

Через поле едут два паренька на мотоцикле. Пассажир позади мотоциклиста, проносясь мимо, на полном ходу, заранее, бодро и щедро:
– Прикольно рисуете!
____

http://obtaz.com/nic-nature-181.htm (картинка)

Санкт-Петербург. Фонтанка. Подъезжает стильная парочка на роликах, парень и девушка. И вдруг парень – видимо, выпендриваясь перед своей девушкой, но очень странным образом – говорит:
– А давайте я покажу ЖОПУ, а ВЫ ее нарисуете: вот будет картина!..
____

http://obtaz.com/nic-portraits-29.htm
http://obtaz.com/nic-portraits-32.htm (сохранившиеся наброски с А.Д.)

Художник Саша Добровольский когда-то, еще во времена учёбы, поведал, что излечился от беспокойства по поводу зрителей на пленэрах после того, как мимо него прошел отряд пионеров и каждый высказал своё мнение. Остальное потом уже казалось ему по колено…
____

http://obtaz.com/nic-nature-186.htm (картинка)

Маленькая история, удивительная – по нонешнему состоянию человеколюбия, толерантности и отношения ко всяким там, тем более «художникам»):

Сижу я на пустынной сумеречной заводской улочке, пишу акварелью (водяной краской – это важно).
Вдруг обнаруживаю, что мимо меня проехала поливалка, а затем включила «душ» на тротуар.
Оглянулся: оказывается, подъезжая, она прекратила полив ровно передо мной – и продолжила после...
А ведь могла бы и облить – да вместе с моей акварельной мазнёй!
____

http://obtaz.com/nic-nature-199.htm (картинка)

Еще один «толерантный» пленэрный анекдот.

Пишу пасмурное марево на мосту Лейтенанта Шмидта. Подъезжает ремонтная машина, и ее огненный красно-желтый корпус отрубает часть панорамы и настроения. Ремонтники, тоже инопланетных расцветок, выползают на тротуар и прогуливаются в ожидании невесть чего.

Через какое-то время из кабины выползает шофёр и неожиданно спрашивает:
– Я вам не мешаю?
Слабо улыбнувшись, слегка развожу руками.
И что вы думаете? Он садится за руль и подает назад!
Я погружаюсь в марево, в котором ремонтники растворяются так же внезапно, как появились...

...Ближе к концу идиллии довольно таки игривый ветерок вдруг приносит сто рублей.
Я подымаю глаза.
Торчавшая поблизости парочка, нашедшая около меня уютное место для объятий, удаляется, затейливо (возможно из скромности?) предоставив потоку воздуха донести к моей сумке с красками свою благодарность за постой.

____

http://obtaz.com/nic-nature-223.htm (картинка)

На очередном ночном пленэре устроился около виадука ЗСД. Всё как в фантастическом комиксе: гигантская змея, сверкающая глазами вдоль всего тела, поддерживаемого высотными столбами-конечностями.

…Проходил «нелегальный мигрант»:
– Художник?
– Художник, художник.
– Давай-давай, рисуй, хороший мост! – поощрил он мои раздумья и пристроился к свае справить малую нужду.

…Проехала полицейская машина. Изумлённо развернулась, выпучив фары, взъехала на тротуар и доставила себя,  вплотную ко мне,  аж на газон.
Опять же как в кино-комиксе – ослеплённый прибывшими прожекторами, наблюдаю, как прямо из фар открываются дверцы, из них вываливаются фигуры полицейского тандема и довольно шустро (с двух сторон окружая террориста-подрывника) подступают ко мне, дополнительно размахивая-шаря еще и фонариками…
– Что делаем?.. рисуем?
– Ну, да…
– Пикассо? – изволит шутить другой полночный страж.
– А что тут видно-то? – продолжает сомневаться первый.
– Ну, если фарами не слепить, то вполне…
Помолчали.
– А где проживаем?
– В центре.
– А как сюда…
– А велик на что, – кивнул на свой специально снаряженный для рисования велосипед.
– Значит, ездим и смотрим, что понравится?
– Ну, типа того…
Еще помолчали. Уводя глаза от слепящего кино, полощу кисточку в банке.
– Ладно, пошли, – бросил один другому, разворачиваясь на сто восемьдесят градусов.
И, не сказав как ни здравствуй, так и ни до свиданья, наконец, уехали, вместе с фарами – вернув картинку космического видео в первоначальное состояние.

…Надо сказать, мои ночные рисования часто привлекают внимание охранительных «лошадиных сил».
У Апрашки синеглазая практически весь сеанс наблюдала за мной, тихохонько и многозначительно выехав на полкорпуса из-за угла таинственной апраксинской утробы.
http://obtaz.com/nic-nature-218.htm (картинка)

А на набережной Робеспьера полицейские были «позитивны» и по-питерски культурны. Сперва тоже резко подрулили и оперативно приблизились, но тут же, дружелюбно поинтересовавшись криминогенной обстановкой, удалились, даже благосклонно пожелав «удачного пейзажа».
http://obtaz.com/nic-nature-211.htm (картинка)

…кстати, припоминаю, еще «до революции», в «застойные», мы с товарищем, юные художники-подростки, радуясь находке площадки, свободной от публики, поднялись рисовать на равелин Петропавловки, закрытый (табличкой) на реставрацию. Но тут же к нам присоединилась некая любовная парочка, а затем группа соображателей на троих.
Ну а следом явился милиционер. Парочку и выпивох – он прогнал сходу. А вот нас увёл в местное КПЗ – то ли как отягощенных скарбом и потому не столь мобильных, чтоб сбежать, то ли надеясь хоть на какое-то денежное вознаграждение своей бдительности. Там он принялся выяснять наши подозрительные личности. Взяв у меня номер домашнего телефона, позвонил родителям:
– Здесь проживает Симоновский Николай?
– Здесь… а кто спрашивает?!
– Друг!.. – и повесил трубку.
Можно представить переживания родителей подростка, пока оный, наконец, смог добраться до дому и успокоить их насчёт своих друзей и здравия…

____

http://obtaz.com/nic-nature-207.htm (картинка)

Пишу серию гуашей рассветного города.

Посреди глубокого утра ко мне подходит крепко подвыпивший мужичок и наклоняется с неожиданной вариацией традиционного вопроса «Вы художник?»
У него это звучит решительней и одновременно философичней:
– Вы кто?!

Не удовлетворившись моим молчанием, заходит «с винта» и еще категоричней повторяет вопрос как ультиматум:
– Вы кто?!!!

Я же, к 6-ти утра довольно таки уставший и подзамерзший, не нахожу что и сказать внезапному товарищу.
Тогда он хватает мою доску, тянет к себе, с сопроводительным текстом:
– А я вот сейчас возьму и унесу!

На разозлиться – сил тоже уже не хватает:
– Вы что, обалдели? – чистосердечно удивляюсь я.
– А чего не отвечаете! Вы – кто!
– Я? Человек. А вы?
Помедлил.
– Я тоже.
– Ну и чего пристаете?
– Я, может, купить хочу! Мне, может, нравится!
– Не продаю я.
– Почему??
– Не продаю и всё. Не мешали бы, а?
– А мне нравится! Посмотреть хочу!
–  Ну вот вы занимались бы любовью, а я б подвалил, мол, хочу посмотреть.
Он задумался.
– Ну, ладно, извини…

И уже окончательно кое-как уходя:
– Ну, извините!

…А еще перед тем как я расположился – а стоял, прикидывал, где тут и что со мной «вступает в связь», другой утренний дромадёр, предварительно свистнув чуть ли не с другого моста, подошел ко мне, показательно заранее отворачивающемуся и отступающему с планшетом и тележкой, распираемой банками красок:
– Как это будет по-русски, – заявил он вкрадчивым, но чистым русским языком, – не хотите ли распить пару бутылок пива?
– Нет.

Но дромадёр, владеющий утренним богатством в две бутылки пива, явно не верил своим ушам, стоял и стоял, переминаясь.
– Нет, – говорю. – Надеюсь, вопрос исчерпан? – в преддверии пленэра сил на прохожих было больше.

Долго и медленно уходил дромадер в пустыню отступающей вместе с ним летней петербургской ночи, нет-нет, да оглядываясь в надежде, что я передумал и бросил дурацкие банки, осознав истинную цель своего путешествия с белым прямоугольником по белой ночи.

 
Николай Симоновский, СПб, 2013

 

 

 

обтаз arts. .

статьи. .

проза. .

стихи. .

музыка. .

графика. .

живопись. .

анимация. .

фотография. .

други - е. .

по-сети-тель. .

контакты. .

ОБТАЗ / OBTAZ band. .

_____________. .
николай симоновский. .

Люминографическое общество Санкт-Петербурга ..
IFA - Санкт-Петербургский Творческий Союз художников ..
Творческое объединение Митьки ..
ЦВЗ Манеж, СПб ..
Современное искусство Санкт-Петербурга ..
арт-центр Борей ..
Матисс-клуб, СПб ..
Государственный музей городской скульптуры. Новый выставочный зал ..
Галерея Art re.FLEX ..
галерея Арт-объект ..
Музей современного искусства Эрарта ..
Русский музей ..
Новый музей современного искусства на Васильевском ..
Галерея «С.П.А.С.» ..
Галерея Квадрат, СПб ..
Галерея "Стекло. Росвуздизайн", СПб ..
Галерея «Контракт рисовальщика» ..
Всероссийский музей А.С.Пушкина ..
Библиотека им. В.В.Маяковского ..
Арт-отель Trezzini ..
Венские вечера на Малой Морской ..
РосФото ..
AL Gallery ..
Галерея 12 июля ..
Name Gallery ..
DiDi Gallery ..
Арт-кафе «Подвала Бродячей Собаки» ..
K Gallery ..
Выставочный Центр Санкт-Петербургского Союза Художников ..
СПГХПА им. А.Л. Штиглица ..
Галерея Мольберт ..
Книжный магазин Порядок слов СПб ..
ARTINDEX online gallery: painting, graphics, photography, design, architecture ..
Арт-клуб Книги и кофе СПб ..
ВАВИЛОН.Современная русская литература ..
Пушкинский Дом (Институт русской литературы, СПб ..
Музей Ахматовой в Фонтанном доме СПб ..
Музей-квартира Достоевского СПб ..
Музей Вдадимира Набокова, СПб ..
Журнал Зинзивер ..
Издательство Вита Нова ..
Санкт-Петербургский Дом писателя ..
Научно-информационный центр «Мемориал», СПб ..
..

  back top next ..