|
Валентина Симоновская. Виктор Кривулин : Вертикали света. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|
|
|
|
С середины
80-х исчез основной признак
совкового существования -
пресс власти. Как официальное,
так и неофициальное искусство
лишилось привычного центра
тяжести. Неофициальное, при
этом, потеряло интерес к замкнутому
общению: казалось, что теперь
раскрылись двери больших залов.
Распадались кружки, объединения,
дружбы…
Однако завязывались новые
отношения, люди включались
в образующуюся реальность.
Виктор Кривулин проявляет
себя в новых и новых сферах
деятельности.
Журналистика - уже не подпольная,
масса публикаций у нас и на
Западе. Литературная работа
- подготовка и выпуск в свет
более десятка книг. Политика
- контакты с демократическим
крылом политических сил. Участие
во всевозможных актах художественной
жизни у нас и за рубежом.
Деятельное внимание к молодой
поэтической поросли. Но главное
для него по-прежнему - стихи.
Он продолжает стоять на своем
посту: поверяет время Вечностью.
|
|
И
наша сиюминутность опять не выдерживает
этой проверки.
Посыпался
общественный подъем,
который спущен сверху, от начальства.
Переменился климат в одночасье,
пошло, поехало…
II-й текст цикла из 41 стихотворения,
87
Заметно противостояние чувственной
информации в словах и строках. Как
в музыке - волны состояний. Слова
конфликтуют между собой: "посыпался"
- "подъем". Лишь почувствовав
иронию, заключенную в клише "общественный
подъем", мы понимаем, что именно
на нас обрушивается лавина, оползень
подъема, "спущенного сверху"
(опять не случайный канцеляризм).
Вместе с поэтом сокрушаемся, что
не видно конца лавине тягот и лжи,
тянемся туда, где пушкинская рифма,
где свет, "где снег лежит,
как белая свобода / на дне земли,
не превращенной в сад".
Новая действительность выявила еще
большее одиночество человека среди
людей. "Вот я криком, казалось
бы, криком кричу". Но напрасно
- в жестяном, обвальном грохоте
никто никого не слышит…
В этот период у Кривулина огромное
количество стихов - "зарисовок
с натуры". Городские пейзажи,
лес, поле, большая вечная природа.
А попутно в мастерски написанных
набросках - размышления о том, что
с нами происходит. Он смотрит на
весь "общественный подъем"
то отстраненно, то с иронией, то
с жалостью.
…но
милосердье не поздно ли? Если над
нами коса
вязкую твердь между зданий свистя
рассекает,
и узкая улица неба во облацех белых
лежит…
"Двадцать девятое февраля
1988 года", 88
Самое грустное из того, что замечает
поэт в нас, нынешних - наша готовность
вновь стать по одну или другую сторону
баррикад. И эта, вывалившая на улицу
недоспорившая молодежь ("Мальчики",
94), не принимает света. Они щурятся,
он им слишком резок. И не надо "ни
весны им, ни жемчужного / перебора
капель сводчатых / среди света безоружного
/ в недоразделенных вотчинах".
А свет обводит их "по контуру
/ линией кровавой начерно",
и эта метка наполняет нас тревогой
и сочувствием.
Художник осознает и фиксирует то,
чего общество пока не замечает.
Мы еще упиваемся отпущенной нам
свободой, а он уже горюет, видя,
сколь призрачны наши надежды.
|
|
все
те же галки на крестах и недокрестьях
телеантенн а в лужах телеграфных
как бы все те же купола
но тронутые рябью, да и весть их
благая бестелесная - из главных
последних новостей неузнанной ушла
"Главная новость",
93
Да, главная новость там, снаружи:
"обронена косынка/ студеной
синей зыби в подворотне / и как
ни обходи - все в небо попадешь".
А мы всеми помыслами внутри соборов
и церквей. Радуемся, что стоим рядом
с сильными мира сего. Смотрим по
телевидению, как это выглядит…
В российском небе "недокрестья"
антенн потеснились ради вновь позолоченных
крестов, а в душах россиян история
ВКП(б) как-то незаметно заменилась
любовью к убиенному царю и всему
старорусскому. "Воскрешая,
Бог неистов / то разрушил то отстроит",-
замечает поэт ("Русское возрождение",
94). Но запоздалые порывы слишком
торопливы и мы довольствуемся чем-то
поверхностным (ну, если не совковая
фанерная архитектура, не раз иронически
и горестно воспетая Кривулиным раньше,
так "мрамор доращенный гипсом
/ до предела в совершенстве").
А также потихоньку осваиваем западные
новшества. Чтоб все, как у людей.
Но получается - как всегда:
но
всегда - ущельем да по дну оврага
с немцем-шубертом заместо ямщикапуть
кремнистый, путь во мрак из мрака
в далеко издалека
"Стихи в форме государственного
герба" (98)
Таков уж менталитет. И таков иронизирующий
Виктор Кривулин. Время от времени
поэт оглядывается окрест себя и
дает волю "бесу сатиры".
В 1972 году Кривулин собрал такие
тексты в машинописную книгу "Стихотворения
в историческом роде". Взгляд
поэта на объект иронии сочувственный
и любопытствующий. Они очень симпатичны,
все эти старики-полководцы, носители
русского менталитета, "средне-русские"
деды, родственники Левши и Кулибина.
Даже командиры, растерявшиеся в
военном санатории РККА вблизи хорохорящихся
"накладных плечей в квадратных
пиджаках" и робких музыкантов.
Характерные черточки в поведении
и образе мыслей, подмеченные поэтом,
всегда предельно остры и в самом
деле вызывают улыбку. Все эти "меря,
весь и лопари, / самоеды и вогулы…-
раса палки и лопаты / в теле вечной
мерзлоты", и та, у кого "ботиночки
со скрипом / со смехом пальтецо",
благодаря поэту, каким-то образом
помещаются в нашу, склонную прощать
и любить, душу.
Иронические экскурсы в российскую
историю не прекращаются. Две книги
стихов "Адам и Ева" и
"Время женское и время мужское"
возникли почти одновременно. Одна
представляет собою лирический тетраптих-тетрахорд,
где Поэт, Адам, Ева и новый Адам
- кто поэтично и романтично, кто
с иронией и горечью - поют народную
любовь к войне, к военным, к парадной
стороне силы. Другая книга - десять
сатирических гипербол в сопровождении
семи лирических комментариев.
Поэта ужасает всенародная готовность
строиться в шеренги, жертвовать
собою во имя химер. Как бы их ни
называли - целостность государства,
единство нации, гордость народная.
Ужасает легкость, с которой совершается
подмена - света свободы на блеск
знамен. И люди превращаются в толпу,
которая знает только "женское
время", которая ищет возможности
подчиниться гипнозу общей идеи:
вот
мы входим гипнотической толпой
поквадратно выстроенным стадом
сотрясается душа… излучина, изгиб
жизни - вот за поворотом
надпись по небу над замершим народом
ТЫ НЕ ОЖИЛ, ВОИН, ЕСЛИ НЕ ПОГИБ!
"Когда полугероями"
- кн. Время женское и время мужское",
83
Нет худшей участи, чем эта. Быть
ослепленными, потерявшими лица -
и не понимать всю трагичность происходящего:
"вот подлинный духовный плен
/ когда глядишь на свет, расчеловечась"…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обтаз arts. .
статьи. .
проза. .
стихи. .
музыка. .
графика. .
живопись. .
анимация. .
фотография. .
други - е. .
по-сети-тель. .
контакты. .
_____________. .
николай симоновский. .
.. |