|
Валентина Симоновская. Отнять у тьмы. 1 2 3 4 5 6 7 |
|
|
|
О, звуков семи золотая
семья!
Что знаешь ты, что
знаешь о свободе? 1970
|
Каждое стихотворение Кривулина имеет
свою мелодическую систему, собственное
сочетание интонационных фигур. И собственное
наполнение светом. Острый глаз художника
высвечивает предметы и явления, внутренняя
музыкальность располагает это в нужном
ритме - и ритмике - в необходимой тональности,
причудливой и разнообразной.
|
может быть еще короче
нежели простое "нет"
вырывается наружу
воздух сохранивший душу
и звучание и свет
Время
женское и время мужское, 1983
|
Понятия "воздух", "душа",
"свет" соединяются в твоем сознании
с легким звучанием излюбленной его флейты.
Узор мелодии прихотлив и изящен.
А вот звучание строк из стихотворения
"С каждым августом" (1979):
|
с каждым ав-густом сме-рти
уве-чья аре-ста
праздник Преображенья все громче и ближе
и пожарное солнце в лесу духового оркестра
языками шершавыми лижет.
|
Пожарному солнцу соответствует трагическая
наполненность мелодии. Набирая высоту
в течение трех строк музыка обрывается
на четвертой, испытывая душу на разрыв…
Когда, как пел другой поэт, подступает
отчаяние, я открываю машинописные листы,
сохраняемые мною с восемьдесят четвертого
года:
|
кто этот легкий, все время
вприпрыжку
прыскающий воробьишко?
я такого не знаю
движется как бы танцуя - с чего бы?
все мы на улицах атомы злобы
а его природа иная
перевелась - так я думал
- порода
людей полуденного полета
средь оседлого быта
но вот он выпархивает из трамвая
полная солнцем душа кочевая
пальто распахнуто шея раскрыта
и сразу же - легче просторней
живее
на дне городской траншеи
послушай, не появись он -
я никогда не узнал бы что все мы
съедены, стали в горле Системы
лаем, тявканьем лисьим
слышишь его человеческий
возглас:
жалуешься? промозгло?
да не в этом же дело!
разве погода и власть не подобны бумаге
разрываясь при каждом танцующем шаге
перед радостью без предела
|
Сочетание интонационных фигур - мелодия,
почти танцевальная в начале стихотворения,
делит строфы на головокружительные, радостные
"па". Конечная же строка вводит
в свободное пространство, в безбрежную
музыку света и неба.
Не имел Кривулин легкой походки. Но погода
и власть были для него подобны бумаге,
которую разрываешь не замечая. Его истинной
тревогой было наступающее Небытие. Преградой
ему он выставлял Свет.
Последнее десятилетие творчества поэта
отмечено затуханием света в его стихах
и преобладанием коротких, обрубленных
мелодических всхлипов. Сравним, например,
такие строки:
|
воды родниковой прозрачная
горсть
над постелью прибита карта раннего утра
Утро
памяти, 1984
|
садись, придурок, на пригорок…
пиши придурок пеизаж
родной деревни Кьеркегорок
где после хая и разборок
царят хаос и раскардаш
Вид
на родное село, 1999
|
В первом случае музыка строф звучит спокойно-торжественно.
Мягкий свет заливает многокупольное, многозначное
пространство. Во втором - ерничество рыдающей
балалайки и никакого просвета… Поэт устал.
Ему стало казаться, что стену - новую,
вновь возводимую, не хочет замечать никто.
Он бился головой об нее, но, как ему представлялось,
- в одиночестве. Кривулина тревожил не
только политический аспект происходящего
в стране, беспокоило умонастроение самой
художественной "тусовки".
Но свет и музыка, хотя бы отраженные,
спрятанные, вырванные из боли, не уходили
из его стихов:
|
А в ушах-то звенит… И
в разрывах далекой сирены
как бы рэкет небесный запел
он берет за грудки он бросает затылком
об стены -
только звезды из глаз. Но и звезды еще
не предел
Звезды
- не предел, 2000
|
Поэтика Кривулина обретала все большую
завершенность. "Поэт нашел свой выверенный,
сбалансированный, доведенный до филигранности
почерк. Это баланс разума и эмоций, баланс
литературно-исторических аллюзий и непосредственных
жизненных впечатлений. Баланс доведен
до абсолюта" - считает друг Кривулина,
художник Валерий Мишин. На авантитуле
последней книги стихов, подготовленной
самим поэтом, - "Стихи после стихов",
вышедшей в 2001 году, в год ухода от нас
Виктора Борисовича - давний, 1967 года
литографический портрет. Мишин нарисовал
поэта с птицей на плече.
"Сравнивать музыканта или поэта с
птицей - не новость…, - размышляет Валерий
Александрович, - Кривулин бывал искрометным,
почти как "бёрд" Чарли Паркер.
Иногда он казался раненой птицей, которая,
превозмогая боль, продолжает двигаться
какой-то балансирующей пунктирной походкой,
будто хочет добраться до края уступа или
пропасти, чтобы взлететь. Таким краем
для него оказался рубеж ХХ - ХХI веков,
он оттолкнулся и улетел. Его поэзия -
не постмодернизм (пасьянс постмодернизма
вообще нельзя раскладывать бесконечно,
карты изрядно замусолились). Это уже поэзия
нового времени". (Цитируется по тексту,
посвященному памяти В.Б.Кривулина - АКТ.
Литературный самиздат.вып.3.01. Ред.Т.Буковская).
|
Кривулину удалось вырваться из загородок
традиции, не порвав с ее корнями. При
этом новаторская поэтика Кривулина несет
в себе жизнь, чувство, духовность. И это
вселяет надежду, что у поэзии есть будущее.
И что, откликаясь на духовный посыл, творческое
усилие читателей всегда будет отнимать
имя поэта у Тьмы.
|
и, читатель мой, руки
подставь!
Я не сверток с бельем передам,
но вручу бесполезное облачко дыма.
…замусоленный сверток с куском
то ли облака, то ли смолы, то ли сонного
края,
где янтарные в соснах повисли дожди,
где в морском шевеленьи песка
растворенные губы узнаю,
Твои, мой читатель!
Послесловие,
1973
|
|
|
|
|
|
|
|
обтаз arts. .
статьи. .
проза. .
стихи. .
музыка. .
графика. .
живопись. .
анимация. .
фотография. .
други - е. .
по-сети-тель. .
контакты. .
_____________. .
николай симоновский. .
..
|